на главную

 

 

 

Эти страницы посвящены эксплуатации автомобиля Toyota в условиях нашей российской действительности и состоят из краткого описания попавшего ко мне экземпляра и записок, претендующих на некий мониторинг эксплуатации. Надеюсь, что эти странички помогут тем, кто связал (пусть и ненадолго) свою жизнь с автомобилями этой марки или только собирается это сделать.

 left-view.jpg (19882 bytes)

 

Сначала чуть-чуть истории. Машина была выпущена в 1991 году в Японии и тогда же привезена в Россию, где эксплуатировалась на фирме Тойота Центр Битца. Обслуживалась там же, так что никаких проблем, вызванных "левыми" запчастями, плохим уходом и т.д. в машине нет.

 

Когда машина попала ко мне, на спидометре была 121 тыс. километров пробега и оснований, для того чтобы не верить одометру, нет. Я никогда не поверю объявлению, гласящему что-то типа: «г.в., 3 мес. из Германии, 88 тыс.» ибо поверить в то, что нормальный немец ездит всего лишь 10 тыс. в год очень трудно. Это должна быть даже не вторая, а третья машина в семье.

 

Общее впечатления машина оставила очень хорошее. Приятный дизайн кузова (не обмылок, но и не сундук), просторный салон, хорошие сидения, прекрасная эргономика водительского места - вот то, что сразу бросается в глаза.

 

Традиционная для Тойоты компоновка подрулевых переключателей (их всего два) - весь свет расположен слева, а все дворники справа. Мне всегда это напоминало старые Мерседесы, где управление светом и дворниками организовано по похожему принципу, хотя подобная компоновка часто встречается в иномарках. Панель приборов - выше всяких похвал. Просто и информативно. Ни руль, ни руки на нем не заслоняют приборный щиток.

 inside.jpg (29299 bytes)

Борода чуть развернута в сторону водителя и регулировать микроклимат в салоне, менять кассеты в магнитоле, легко, несмотря на то где и с какой скоростью Вы едете.

 

На автомобиле установлен достаточно простой карбюраторный двигатель 4A-F — подлинный шедевр японских инженеров. Достаточно сказать, что его инжекторная версия, носящая кодовое название 4A-FE (он тоже устанавливался на Каринах с 89 г.) с успехом применяется на последней разработке Тойоты — модели Avensis без каких-либо принципиальных доработок. Четыре клапана на цилиндр и два распредвала (т.н. система DOHS) обеспечивают двигателю тихую работу практически без вибраций и позволяют развивать мощность в 95 л.с. (для сравнения, мощность инжекторного 4A-FE составляет 105 л.с.). Необходимо также добавить о крайней эластичности двигателя — третья передача работает в диапазоне от 30 до 100-120 км/ч, а на пятую можно переходить и на 55-60 км/ч.

 

Независимая передняя и задняя подвески выполнены в достаточно традиционном и проверенном стиле. В основу передней положены стойки типа McPherson, задняя подвеска - с параллельными поперечными рычагами, продольными штангами, пружинами, телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости. Передние тормоза дисковые вентилируемые, задние — барабанные.

 

Зима 1998-1999

Не смотря на то, что у меня есть мало-мальский опыт зимней езды, эту зиму я вправе считать первой. Все мои предыдущие машины, как правило, менялись (как-то независимо от меня) в декабре или феврале. То есть зиму со всеми ее "прелестями" я заставал, но "насладиться" ими в полном объеме не пришлось.

В зиму въехал достаточно смело и уверенно. Никаких приключений она не доставила. Несмотря на то, что посадка у Тойоты немного ниже, чем у Жигулей, но проблем с лазанием по сугробам, обледенелым бордюрам и предательски припорошенным снегом рытвинам не было. По моему мнению, машина проявила чудеса проходимости (в разумных пределах, естественно). Никто не собирается использовать седан среднего класса как внедорожник, но часть московских дворов просто не знают, что существует снегоуборочная техника. Вот там и воздаешь хвалу создателям этого автомобиля. Конечно, здесь играет роль и передний привод и хорошие свойства резины "Brigestone", но согласитесь, от самой машины тоже многое зависит.

Что касается мелких неприятностей, то произошло всего две. Перегорела еще одна лампочка в салоне. На сей раз, без подсветки осталась панель управления климатом. Все тяну, а надо бы сделать. Привык уже, когда в машине все работает. Вторая неисправность оказалась крупнее, хотя тоже не смертельная. Еще одному "прозаику" не понравилась задняя часть моего авто, за что он и поплатился, потеряв перед своей "девятки". (Ему не повезло. Видимо, когда он резко затормозил, его машина клюнула носом вниз, и мой бампер принял на себя, его фары и все остальное. Крепкие же эти Тойоты, все-таки.) Все-таки тормоза иногда надо проверять. Есть же инструментальный контроль, куда он смотрит?

За первый месяц зимы понял, что расход 11 литров на 100 км по городу это нормально, хотя для меня пределом пределов является 10. Помниться мне попадался буклет о преимуществе использования оригинальных запчастей, где было сказано, что одним из симптомов износа сцепления является повышенный расход топлива. Я связался с предыдущим владельцем и, выяснив, что сцепление не менялось никогда, забил, было, тревогу. Однако из двух независимых источников выяснил, что, несмотря на то, что сцепление рассчитано на 100 тыс. километров пробега, реально оно ходит от 150 до 200 тысяч.

К началу

Осень 1998

В сентябре поменял передние тормозные колодки. Делал это первый раз в жизни. Все про все заняло минут 30. Единственная небольшая проблема - вдавить цилиндры перед установкой новых колодок. Хорошо бы найти какой-нибудь специальный инструмент для этой операции. Попутно обнаружил необходимость замены передних тормозных дисков. По нормам они ходят 100 тыс. Исходя из пробега в почти 130 тыс. решил менять при следующей замене колодок.

Первая серьезная тревога. Машина жрет топливо. То есть откровенно выходит порядка 10 литров на сотню при езде по городу. Летняя норма была максимум 8,5 литров. Все фильтры стоят новые, тянет машина как зверь, а что случилось понять не могу. Оказалось, что Тойота рекомендует производить очистку и, при необходимости, регулировку топливной системы два раза в год (грубо говоря, перед летом и зимой). Прочистил на сервисе - все в норме.

Зимняя резина была приобретена в том же "Камтехе". В этот раз взял "Brigestone" WT-14. К сожалению, WT-12, которая делается по UNT-технологии, не ошиповывается, а я все-таки считаю что, несмотря на наличие асфальта в зимней Москве наличие снега и льда (особенно в узких подворотнях) еще никто не отменял, а там, на шипах-то лучше.

К началу

Лето 1998

В мае месяце встал первый глобальный вопрос — переход на летнюю резину. Сразу оговорюсь, что на предыдущих автомобилях вопрос решался достаточно просто, а именно, по принципу "езди, на чем придется". Осознавая всю пагубность этого метода, я остановил свой выбор на резине марки "Brigestone" W-12, изготовленной по технологии UNT, которая была приобретена в фирме "Камтех". С первого метра я влюбился в эту резину. Что-то говорить бесполезно — на этом надо ездить!

В конце мая над машиной был совершен акт вандализма со стороны одного "писателя-прозаика", а именно, мне беспардонно въехали в зад. Не так, чтобы очень сильно, но до безобразия неприятно. Стою, понимаешь, стрелку жду, никого не трогаю, а тут тебя всякие... Но все обошлось. Человек, у которого я брал машину порекомендовал мне мастера, который делает очень качественно и недорого (все только родными "тойотовскими" материалами) и через неделю я снова наслаждался ездой на хорошей машине с мыслями типа "ну с кем не бывает".

В остальном лето (сюда, как вы видите, я включил и май) не принесло особых забот. Все, что было сделано это замена втулок стабилизатора, правой передней стойки стабилизатора и передних амортизаторов. Все части уже отходили свое и, складывалось такое ощущение, что их просто не меняли со дня рождения автомобиля. Как мне сказали мастера "Тойота Центр Отрадное" срок службы всех запчастей достаточно большой за исключением резиновых втулок стабилизатора, которые ходят порядка 30 тыс. километров. Остальное от 50 и более. Кстати, "Тойота Центр Отрадное" (в миру "Ника-моторс") был выбран не случайно. Там достаточно низкие расценки ($45/нормо-час) и он является одним трех из авторизованных центров Тойоты в Москве (два других это Битца и Кунцево). Обслуживание - выше всяких похвал. Единственное, что было сделано откровенно зря так это два раза я проверял ходовую. Теперь сам не могу понять, что на меня нашло.

К началу

Начало эксплуатации...

В самом начале случилось самое досадное - перегорела лампочка габарита в заднем правом фонаре. Поскольку на инструментальный контроль с этой мелочью ехать не имело смысла, то это было первое, чем я озадачился. Не имея опыта ремонта иномарок, я поехал к знающим людям, чтобы объяснили, как снимать фонарь. Процедура оказалась до смешного проста. Откручиваются два винта, которыми фонарь крепится к задней панели, чуть подается в сторону и... фонарь снят. Дальше вынимается патрон и в него вворачивается новая двух контактная лампа. Подходит любая из магазина "за углом". Стоимость операции 1,5 руб. (цена лампочки).
Регистрация. Я регистрировал в 5 отделе МРЭО САО, что на улице Весенняя. Все что связано с площадкой, инструментальным контролем, оплатой, криминалистом проходит за полдня, включая очереди. Но оформление документов не выдерживает никакой критики. Оформляют от одного дня и больше.
Установка сигнализации. Рекомендация одна — не гонитесь за дешевизной. Я устанавливал свою в фирме "РОС ПЛАСТИК", что на Михалковской улице. Делают вроде бы неплохо, но... После первой же проверки у меня полетела сирена (которую, правда, они тут же заменили) и отрубилась лампочка индикации экономичного режима топлива на приборной панели. Придется ехать в сервис.

К началу

Зима 1999-2000

Осень закончилась в относительном спокойствии. Настолько, что я даже ни разу не посмотрел уровень масла. Общение с автомобилем было на уровне "сел-поехал". По прежнему, меня раздражает скрип незакрепленной задней панели в салоне (та, которая стоит между задним стеклом и спинкой сиденья). Эта полка от изначальной XL комплектации, которая не предусматривает наличие задних колонок, которые как раз у меня и стоят. В связи с этим закрепить эту полочку практически невозможно — надо либо прорезать в ней отверстия под динамики и закрывать их первыми подошедшими сетками, что придаст конструкции кустарный вид, или же покупать родную полку с сетками от комплектации GL. Стоит она новая от 160$ и только на заказ, а на "разборках" встречается редко. Вот так и ездим, ибо платить столь великие деньги ой как неохота.

Начало ноября озадачило снегом и заморозками, и я ругал себя последними словами за то, что не поставил зимнюю резину. 7 ноября я улетал на Ближний Восток, а 6 пришлось поездить и, кроме того, загнать машину в гараж - утро и день были еще ничего, а вот вечер... Короче говоря, я так и не понял, как я пережил этот первый день жестянщика. Очень боялся, что по прилету будет твориться нечто подобное, а я на летней резине. К счастью, все обошлось.

Если не считать перегоревшей лампочки ближнего света (168 руб.) и опять перетертой нити обогревателя заднего стекла (25$ работа на Нике-Моторс + 120 руб. токопроводящий клей, который, как оказалось ни хрена не клеит (вот он, российский производитель!!!).

Новое Тысячелетие, на поверку оказавшееся простым Новым Годом, ознаменовалось сильным глухим стуком в подвеске (откуда-то слева), причины которого сразу выяснить не удалось. Стучало на ямах и ровном месте в соотношении 50-50, причем стук был явно не металлического происхождения, что ставило в тупик окончательно, а детально смотреть подвеску по колено в снегу мне не хотелось. В итоге поехал в Тойота-Центр в Отрадное, где мне поменяли втулки заднего стабилизатора и по результатам диагностики подвески "обрадовали", что левая передняя пружина приказала долго жить (треснула на верхнем витке) и подтекает задний левый амортизатор. Обидно, досадно, но пробег уже 155 тысяч - что-то сломаться было просто обязано, при условии, что все основные детали ходовой по официальным нормам Тойоты меняются после 100 тысяч пробега. 1,55 - неплохой коэффициент для деталей автомобиля, который всю жизнь "прожил" в России.

К моему большому сожалению, пружины по обычному каналу достать не удалось. В итоге, две задние купил на Тойоте Кунцево по вполне приемлемой цене - 51$ за штуку. Передние заказал в магазине фирмы Иномотор, что на Севастопольском бульваре, 21.

Попутно перегорела лампочка подсветки панели управления климатом. Поскольку разбирать салон дело не совсем благодарное (обилие клипс и мелких винтиков, которые иногда трудно найти), но простое (все делается с помощью крестовой отвертки) я решил на отдельной странице привести схемы из электронного каталога, которые должны помочь при проведении подобных ремонтов. К сожалению, достать описания или руководства по разборке салона мне не удалось. Насколько я понимаю, в народе разошлось исключительно "Руководство по эксплуатации и ремонту", где приведены только работы по ремонту двигателя и ходовой, основных систем, а также электрики, причем качество полиграфии оставляет желать лучшего.

К началу

Лето - Осень 1999

Лето обычно ассоциируется с беззаботной порой, когда бы не такая жара. С ней и был связан единственный курьез.

Еду днем по городу. Все ничего, пробок нет, стою на светофоре. Бросив взгляд на панель приборов — вижу, ползет вверх температура двигателя. После светофора разогнался — упала. Доехал до места, проверил вентиляторы, все работает, радиаторы не забиты. Внешне все ОК. Ладно, езжу дальше. Все ничего, но как день и город (читай светофоры) все повторяется. В панике звоню в сервис. Оказывается, такая проблема охватывает всех с разной периодичностью. Пространство между радиаторами (основным и кондиционера) со временем забивается, и что самое обидное — не лечится мойкой двигателя. Терапия — сливать тосол, снимать основной радиатор и чистить, и заливать новый антифриз, причем импортного пр-ва. Наши лучше не использовать (они не проходят по нормам содержания присадок против накипи и смазывающих присадок для помпы). Периодичность обслуживания — 2-4 года.

Никаких иных забот летом не было за исключением единожды спустившего колеса, но это уж... Хотя это заставило меня всерьез задуматься о замене дисков. Сейчас на машине стоят родные стальные диски, вроде не убитые еще (имеется в виду, что с балансировкой проблем нет), но при использовании бескамерной резины колеса спускают и, как оказалось, иногда здорово. В шиномонтаже фирмы "Камтех" был поставлен диагноз — старые диски. Для камерной резины еще походят, а вот для бескамерной... Или мучатся постоянной подкачкой или менять. Для себя решил, что под зиму менять их глупо, а вот весной надо бы поставить литые. Поскольку родные диски баснословно дороги, то надо будет подобрать что-то на замену.

Из ремонтов. НИЧЕГО. Даже самому странно. Ездит и ездит. В начале сентября прочистил карбюратор. Решили попробовать сделать эту операцию сам. Было куплено 2 промывки карбюратора фирмы Winneys — одна жидкая в баночке, другая — спрей в баллончике. Технология проста до идиотизма, но требует 2-х человек. Один отсоединяет топливный шланг от фильтра тонкой очистки и обратный шланг. Опускает их в банку и держит ее. Второй заводит двигатель и гоняет его на разных режимах), и двигатель работает на содержимом банки). Параллельно с этим из баллончика распыляется содержимое прямо в карбюратор (предварительно надо снять воздушный фильтр). Таким образом, вырабатывается половина содержимого банки. Потом перекур минут на 15, чтобы двигатель отдохнул от подобных экзекуций. Затем все повторяется сначала до тех пор, пока не будет выработано все содержимое банки. Одно замечание. После этого надо отрегулировать холостой ход, СО и зажигание. Можно и не сразу, но чем, скорее, тем лучше. Я сделал это на сервисе вместе с проверкой ходовой, рулевой и всего остального. Все отрегулировали, а по результатам диагностики был дан один ответ — все в полном порядке. Такого не бывает!

К началу

Весна 1999

Никаких больших сюрпризов весна не принесла за исключением вторично поврежденного "зада" прямо под рождество. Крепость машины поразила — мне поменяли только усилитель заднего бампера и фару, а передок виновной "восьмерки" был смят: что называется, до основания, а затем...

С началом весны встал вопрос о техосмотре, а, соответственно, о прохождении инструментального контроля. Памятуя об опыте прошлого года и, принимая во внимание необходимость замены тормозных дисков, которые пробежали 37 тыс. больше положенного срока (137 вместо 100), я решил произвести их замену, после чего ехать на ПИК (пункт инструментального контроля). Поскольку приходилось гнать машину в сервис решил уж заодно поменять задние колодки, тормозную жидкость, отрегулировать ручник (а заодно и всю тормозную систему) и проверить ходовую и рулевую. Все операции, как обычно, выполнялись в "Тойота—Центр Отрадное" и вылились приблизительно в $250 включая тормозную жидкость. Дисками и колодками я предварительно запасся сам. Удивило то, что за время нещадной зимней эксплуатации ходовая и рулевая части, а также подвеска в целом, нисколько не пострадали от наших дорог, и единственная деталь, потребовавшая замены - втулки стабилизатора, которые (по-хорошему) надо было менять еще прошлой осенью, но я тогда принял решение заменить их весной, что, как оказалось, полностью себя оправдало.

О результатах прохождения техосмотра смотри здесь.

Месяц май встретил жарой, что послужило началом использования кондиционера. При радостном нажатии на кнопочку "А/С" меня встретило жуткое разочарование пополам с недоумением — компрессор работал, но холоднее не становилось. Спецы в "Тойота—Центр Отрадное" диагностировали (почти на халяву, ибо ремонт кондиционера вещь дорогая) низкое давление газа. В связи с тем, что на автомобилях (если я не ошибаюсь) до 93 года выпуска стоит установка, рассчитанная на газ R12, а в сервисах заправляют только новым газом R13A, который не содержит фреон, мне пришлось искать альтернативные методы. Заправил я у эстакады напротив Белого Дома, но, как оказалось, 1800 руб. за такую операцию слишком дорого. Позже я нашел место, где заправляют вдвое дешевле. (см. раздел "Где достать запчасти") При повторном визите на сервис мне было напомнено, что кондиционер надо хотя бы раз в неделю в течение всего года! И заправлять приблизительно раз в два года!
Кроме этого мне диагностировали выход из строя устройства, которое повышает обороты холостого хода при включенном компрессоре кондиционера. Состоит оно из вакуумного клапана (включалки) и исполнительного механизма, называемого по-английски "actuator idle up". Причина выхода из строя крайне банальна. Клапан размещен слева сверху на перегородке, разделяющей моторный отсек и салон (если смотреть со стороны открытого капота), а сам исполнительный механизм на задней стороне карбюратора слева (очень похоже на октан-корректор на "классике"). Соответственно, при движении (машина-то переднеприводная) туда летит вся соль российских дорог. Ну и налетело... Вывод — мойте и смазывайте (для этого подходит обычная WD-40 или ее аналог) чаще! Замена хоть и недорога, но детали только на заказ, да и сам клапан стоит достаточно дорого. (Исполнительный механизм стоит дешевле. Клапан здесь — самая дорогая часть.)

К началу

Весна 2000

На весну у меня была намечена покраска. Связано это было с тем, что за всю историю автомобиля на него были положены все возможные оттенки серого цвета, что постоянно затрудняло подбор краски при мелком ремонте, увеличилось количество сколов, в паре мест краска начала чуть цвести. При всем этом я принял решение, что хочу видеть машину молодой и здоровой, а не заниматься ресурсными испытаниями лакокрасочного покрытия. В общем, опять делаю "на опережение" проблемы.

В выборе места, где делать проблем не было. Я уже 2 года обращаюсь только к одному жестянщику, который делает все не просто хорошо, а на высший бал. Качество его работы практически сравнимо с заводским.

В процессе работы обнаружился еще ряд мест требующих к себе пристального внимания (в основном, это связано с тем, как, еще до меня, машину подкрашивали в "Тойота Центр Битца", там, к сожалению, жестянщики работают на поток, а не на качество), что, естественно, не могло не сказаться на сроках. Плюс ко всему, Максим перерихтовал мне одно крыло, восстановив тем самым, зазор между крылом и крышкой капота (я его об этом не просил, но смотреть на это, по его словам, безобразие он не мог :-)). Короче, к праздникам не уложились. Задержка, правда, не повлияла на качество. В итоге машина была выкрашена базой "Du Pont" и покрыта 4-мя слоями лака "Sikkens". Выбор материалов различных марок не случаен. В "Du Pont" легче подобрать цвет (практически исключается доколеровка в камере), а лак "Sikkens" мягче и эластичнее. Финишная обработка включила в себя 3-х проходную полировку с предварительным прошкуриванием верхнего слоя лака. (Приблизительно по этой технологии красят Rolls-Roys, с тем только отличием, что там технологическая цепочка база-лак-прошкуривание выполняется три раза. Естественно, вручную. Так что теперь у меня на 1/3 Rolls-Roys ;-)).

Далее встала проблема прохождения инструментального контроля. Проходил я его на том же ПИК, что и в прошлый раз, прошел "на ура", о чем читайте на странице Инструментальный контроль. Здесь же я только скажу, что при проверке тормозов в "Тойота Центр Отрадное" (Ника-моторс) вердикт был абсолютно сногсшибательный — тормоза лучше, чем у новой!!! И это несмотря на то, что пробег передних колодок уже составляет 22100 км!!! :-)

Из досадного. Пришлось поменять передние сайлентблоки, которые идут в сборе с рычагами. Замену производил на Нике, причем поменял вместе с шаровыми (валялись дома уже года 2). Несмотря на то, что в тойотовской конференции на www.auto.ru приводилось достаточно много примеров того, что можно в старые рычаги запрессовать сайлентблоки от "восьмерки-девятки" (предварительно обработав напильником), я решил от подобных экспериментов воздержаться. Пока есть возможность обслуживаться родными новыми запчастями буду продолжать в этом ключе. Второй досадный факт — накрываются пыльники ШРУСов. Готовлюсь к замене.

Зима 2000

Сразу после праздников началось ожидание запчастей (см. 1999 г.). Машинка ездила, хотя, памятуя о сломанной пружине, я не отваживался на подвиги и строго соблюдая скоростной режим, передвигался "с работы — на работу". Все детали пришли только к середине февраля, так что период ожидания немного затянулся. Кроме того, что было отдиагностировано (задние амортизаторы, передняя пружина, начало конца помпе и передняя опора двигателя), решил уж провести ТО (все равно приходил срок менять масло в двигателе) и заменить сцепление. Сцепление отбегало 155 тыс. и еще бы прожило, но вопрос сколько, ибо, когда я пытался при пробеге в 137 тыс. выяснять, сколько ему осталось, все говорили, что около 17 тыс., ну и далее так же. Плюс к этому, перед тем как ставить в сервис промыл-прочистил карбюратор, соответственно попросил их отрегулировать двигатель и тормоза, а также решил поменять ремень ГРМ (месяц раньше — это не месяц позже).

Одной из самых неожиданных для меня вещей по результатам ТО и ремонта явилось то, что нет необходимости менять передние тормозные колодки (я рассчитывал на их замену хотя бы потому, что пробег тех которые стоят, составляет 20 тыс.). Прошлые прошли 15—17, правда, на старых дисках. Соответственно, те, которые стоят сейчас ставились после замены тормозных дисков. Все-таки жизнь убеждает, что тойотовская рекомендация менять все после 100 тыс. пробега (тормозные диски, сцепление, амортизаторы, пружины и прочее) не лишена основания.
Единственное что разочаровало, так это то, что тормоза отрегулировали "так как должно быть", а не так как я привык. Надо будет подъехать, сказать, чтобы сделали пожеще.

В остальном — проблем не было. Даже в "колченогом" состоянии машина изъявляла желание бежать порезвей, расход оставался в норме. Единственное, что постоянно огорчало — погода. Ездить на чистой машине невозможно. Как только вымоешь — вычистишь, как сразу начинается слякоть и все по новой.

К началу

 

 

 

 

 

 

 

Hosted by uCoz